Золотая роспись

Россия уже давно знаменита тем, что принято называть народные промыслы. Практически в каждой губернии были талантливые мастера, которые делали совершенно уникальные вещи, охотно покупаемые иноземными гостями. Вызывают восхищение лаковые миниатюры художников из села Палех, Ивановской области, но первое место бесспорно принадлежит золотой росписи из Нижегородской области.

Нижний Новгород, 21 Июня. /Cod52.ru/ Россия уже давно знаменита тем, что принято называть народные промыслы. Практически в каждой губернии были талантливые мастера, которые делали совершенно уникальные вещи, охотно покупаемые иноземными гостями. Российские ремесленники работали с деревом, глиной и металлами. Хорошо известна Русская матрёшка, которую делали и делают мастера Московской, Владимирской и Нижегородской областей. Вызывают восхищение лаковые миниатюры художников из села Палех, Ивановской области, но первое место бесспорно принадлежит золотой росписи из Нижегородской области.

Совершенно уникальная технология позволяет получить цвет настоящего, тёплого золота, а расписная посуда настолько красива, что спрос на неё постоянно растёт. Мастера из Семёновского района Нижегородской области расписывают не только деревянную посуду, но и сувенирную продукцию и даже мебель. Золотую роспись часто называют золотая Хохлома по названию старинного села, куда мастера из окрестных деревень свозили свои работы на продажу.

Как это делается

На первый взгляд, кажется, что художники на самом деле используют сусальное золото, но это не так. Сначала из осины или липы вытачивалась на токарном станке или вырезалась вручную основа будущего изделия. Поскольку основа изготовлялась из сырого дерева, её тщательно просушивали и грунтовали жидкой глиной. Затем на поверхность, непременно вручную, наносили 3-4 слоя льняного масла. После просушки, в слой олифы, втирали порошок олова. В современной технологии вместо олова используется алюминиевый порошок.

Затем, используя черную, красную и зелёную краски, мастер расписывал изделие. Готовую вещь покрывали несколькими слоями особого лака и сушили при высокой температуре. В результате и получался удивительно красивый, янтарно-золотистый цвет.  Часто мастера использовали роспись красной краской по чёрному фону, с добавлением зелёного цвета, но самым большим спросом, пользуется посуда и мебель, где используются только два цвета – золотой и красный. Она выглядит очень празднично и тожественно.

История Хохломской росписи

До сих пор точно неизвестно, с чем связано рождение этого удивительного ремесла. По одной версии, несогласные с церковными реформами патриарха Никона, в Заволжских и Керженских лесах скрывались старообрядцы. Среди них было много талантливых иконописцев старой школы, которые прекрасно владели умением свободного письма тонкой кистью, а местные жители уже дано изготовляли на продажу различную деревянную посуду. Так из объединения двух ремёсел родилось настоящее искусство.

История Хохломской росписи имеет и другую версию. По этой версии, имитацию позолоты на деревянной посуде заволжские мастера выполняли задолго до старообрядчества. Причём заказы на посуду «под золото» приходили из богатых монастырей, поскольку оловянный порошок для имитации позолоты стоил достаточно дорого. Основные заказы поступали из Троице-Сергиева монастыря, который в те времена был одним из богатейших. На монастырские заказы работало более 80 сёл и деревень. В настоящее время всё производство расписных изделий сосредоточено в городе Семёнов Нижегородской области. Там находятся две фабрики, но поскольку практически все работы выполняются только вручную и достаточно медленно, спрос намного превышает предложение.

Популярное
Городские события
Спорт
Происшествия